Кульсарин А.А.
аспирант ГОУ ВПО ОГУ, г. Оренбург
Кульсарина Е.А.
практикующий психолог, г. Оренбург
Стремительное развитие информационных технологий сильно отражается на образовательном процессе. На сегодняшний день никого не удивит наличие в образовательных учреждениях компьютерных классов, классов с мультимедиа проекторами, электронными досками и т.п. Мало кто не согласится с утверждением, что грамотное, полноценное использование подобных вспомогательных устройств позволяет значительно повысить качество обучения. Этому вопросу посвящено большое количество доступной литературы. Особый интерес представляют мультимедиа проекторы, позволяющие проводить уроки с использованием так называемых мультимедиа лекций и электронных учебников, включающих в себя красочные иллюстрации, анимацию, фото- и видеоматериалы, и многое другое. На современном рынке представлен весьма широкий спектр подобного рода программного обеспечения (ПО), которое во многих случаях доступно для бесплатного скачивания из Интернета. Однако, как показывает практика, педагог может использовать не только готовые продукты, но и создавать их самостоятельно, освоив ряд несложных компьютерных программ. Данная статья посвящена возможности создания анимированных рисунков как вспомогательного элемента в учебном процессе.
Одним из основных достоинств использования анимации при работе с детьми является наглядность и динамичность анимированного материала. К примеру, на уроках биологии с помощью анимации можно показать поэтапное развитие эмбриона или функциональные процессы, протекающие в живой клетке; на уроках химии есть возможность проиллюстрировать химические реакции, проведение которых в лабораторном практикуме осложнено дороговизной реактивов или повышенной опасностью проведения опытов. Использование анимации возможно на занятиях любых учебных дисциплин и перечислять возможные объекты для анимирования, скорее всего, нет необходимости. Отметим, что проведение занятий с применением анимированных рисунков, особенно с учащимися младшего школьного возраста, способствует повышению положительного эмоционально-психологического фона – важного компонента образовательного процесса.
Сам процесс создания анимации не настолько сложен, как это может показаться на первый взгляд. Зачастую достаточно приготовить всего лишь нескольких последовательных кадров (рисунков или слайдов), объединив которые можно получить простую, но наглядную, полноценную анимированную композицию. Сложность заключается в выборе ПО, позволяющего создавать небольшие анимации. Основное требование, предъявляемое к такому ПО – доступность и простота использования. Доступность определяется распространенностью и стоимостью лицензии на данный продукт. Простота использования – особо важный пункт в этом вопросе, поскольку пользователь (педагог) должен быть лишен необходимости длительного и трудоемкого освоения функционала программы. Этим требованиям, как правило, редко удовлетворяют программы для создания трехмерной анимации, что, в общем-то, понятно. Поэтому основной акцент при выборе ПО необходимо делать, скорее всего, на программы создания двумерной анимации. Наиболее простыми в использовании являются программы, принцип работы которых основан на создании анимации посредством объединения ряда заранее приготовленных кадров, либо редактирования в окне самой программы исходного рисунка. Спектр подобных программ существующих на сегодняшний день достаточно широк.
Ниже представлено несколько наиболее доступных и простых в использовании программ для создания двумерной анимации, имеющих бесплатную лицензию для ОС Windows. Хочется отметить, что данный краткий обзор выбранных программ не преследует целей рекламы или антирекламы, а рассчитан на некоторое обобщение информации, касающейся возможности создания и использования двумерных анимированных рисунков в учебном процессе.
На наш взгляд, наиболее удачным выбором, согласующимся с поставленными задачами, будет являться программа Pensil. Причем программа действительно удовлетворяет всем необходимым требованиям, за исключением, разве что, отсутствия русскоязычной локализации и, как следствие, документации на русском языке. Однако программа обладает качественно отлаженным, удобным и интуитивно понятным интерфейсом («intuitively obvious»). То есть расположение и назначение инструментов рисования и управления анимацией не требует расшифровки или длительного привыкания. Основным достоинством программы является отсутствие необходимости установки на компьютер – программа запускается и работает из папки с дистрибутивом.
Интерфейс Pensil v0.4.3 (рисунок заимствован с сайта программы)
Дистрибутив Pensil в архиве имеет размер чуть более 5 Мб, что, несомненно, удобно при скачивании программы с Интернета. Распространяется программа по лицензии GPL (http://ru.wikipedia.org/wiki/GPL), что, собственно, и обусловливает ее доступность. Сайт программы http://les-stooges.org/pascal/pencil/index.php
Еще одним очень интересным продуктом является программа SinfigStudio. Основным преимуществом данного продукта является наличие частичной в настоящий момент русскоязычной документации. Спектр реальных возможностей программы очень широк. Интерфейс Sinfig так же обладает элементами интуитивного управления, что очень удобно при использовании данного продукта для создания анимированных рисунков.
Интерфейс SinfigStudio v0.61.08 (рисунок заимствован с сайта программы)
Программа распространяется по открытой лицензии, русскоязычное описание работы с программой и ее компонентами можно посмотреть на странице в Интернете http://synfig.org/Main_Page.ru. Базовый дистрибутив программы имеет размер порядка 4 Мб. Официальный сайт программы http://synfig.org/
Третьим программным продуктом, последним в рамках данного краткого обзора, на который хотелось бы обратить некоторое внимание, является так называемый CreaToon. Программа имеет довольно специфичный, но достаточно понятный интерфейс, не имеет русскоязычной локализации. Из достоинств CreaToon можно выделить высокое качество получаемой анимации, широкий диапазон настроек, а так же небольшой размер установочного файла, порядка 5,5 Мб.
Интерфейс CreaToon v3.0
С сайта программы http://www.creatoon.com/ можно скачать небольшие анимационные ролики, иллюстрирующие возможности данного программного продукта. Распространяется CreaToon по бесплатной лицензии и позиционируется как мощный софт («powerful software», - дословно, с сайта программы) для создания двумерной анимации. Помимо выше сказанного, CreaToon позволяет работать с векторной графикой. Так же, на сайте программы приведен ряд ссылок на сайты по аналогичной тематике и некоторую литературу (на англ. языке), так или иначе связанную с двумерной анимацией.
Набор подобного рода доступных программ не ограничивается теми, которые фигурируют данном кратком обзоре. Программ для создания несложной двумерной анимации существует не мало, причем развитие и повсеместное распространение персональных компьютеров способствует появлению новых программных продуктов. При этом нет особой необходимости ограничиваться бесплатными продуктами, поскольку лицензии на многие коммерческие программы стоят не так уж и дорого. В статье не упомянута очень интересная и удобная в использовании программа KToon (http://ktoon.toonka.com/), поскольку дистрибутив программы ориентирован исключительно на ОС Linux. Такие программы как ToonBoom Studio, TVPaint Animation, Mirage Studio, Pro Anime Studio, Gif Move Gear так же не были отражены в рамках этой статьи, несмотря на свою распространенность, поскольку лицензия на их использование – платная.
Однако, если создание анимации не является постоянной профессиональной необходимостью пользователя (педагога), выбор можно остановить и на бесплатных продуктах, к примеру, таких как Pencil или SinfigStudio с дистрибутивом для ОС Windows. Использование этих программ в связке с хорошим двумерным графическим редактором (см. Обзор открытого и бесплатного графического ПО) позволяет в течение нескольких минут создавать красочные анимации со звуковым сопровождением. Оба программных продукта, несмотря на бесплатную лицензию, развиваются очень активно, что, скорее всего, приведет к появлению в ближайшем будущем русскоязычной локализации как дляPencil, так и для SinfigStudio, по-крайней мере, для версий, работающих под ОС Linux.