ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Приветствие. Определение целей урока.
2. Мотивация учебной деятельности.
Экономика Донбасса – базируется на запасах каменного угля и Криворожской железной руды. Угольная отрасль лежит в основе развития энергетики, металлургии и химического производства. Пятая часть населения области, так или иначе, связана с угольной промышленностью. И наш город развивался как город шахт и рудников. Поэтому сегодня мы с вами попытается разрешить проблемную ситуацию в угольной промышленности.
3. Постановка задачи.
- Сегодня все учащиеся будут выступать в роли экспертов. Требуется решить вопрос о дальнейшей целесообразности работы гипотетической нерентабельной шахты №1 имени Незнамова. Дело в том, что с 1992 года шахтный фонд практически не обновлялся, что привело к высокой аварийности; себестоимость угольной продукции за 2003 год резко возросла; возросла также удельная норма потребления электроэнергии; осложнилась гидрогеологическая обстановка. Все данные о потреблении, стоимости, оплате электроэнергии по шахте; сведения о задолженности по заработной плате; сведения о доходах от реализации, государственных дотациях и дефиците средств на 1 тонну товарной продукции необходимо представить в виде графиков и диаграмм.
Все учащиеся разбиваются на четыре группы экспертов. Избирают координатора.
I группа экспертов обрабатывает сведения о, стоимости потребления, оплате, удельной норме потребления электроэнергии по шахте за период с 1996 по 2003 год
Потребление электроэнергии растет за счет расходов на откачку воды.
II группа экспертов обрабатывает данные о задолженности по заработной плате, ежемесячным регрессным искам и одноразовой помощи
III группа экспертов должна создать круговую диаграмму структуры себестоимости 1 тонны товарной продукции шахты в 2002 и в 2003 годах
IV группа экспертов обрабатывает данные о доходах от реализации, государственной поддержке, дефиците средств на 1 тонну товарной продукции.
Эта диаграмма самая сложная, поэтому её учащиеся обсуждают с учителем.
4. Выполнение
После того, как теоретический материал изучен, виды диаграмм обговорены, выставлены баллы за рациональность и правильность ответов, каждая команда приступает к практической работе за компьютером. Результаты – диаграммы и графики должны быть представлены в распечатанном виде.
5. Обсуждение результатов.
Учащиеся, рассмотрев графики и диаграммы, делают вывод о целесообразности работы шахты №1.
6. Домашнее задание (творческое)
Придумать реальную ситуацию для аналогичной деловой игры, подобрать исходные данные.
|