Тема:
Когерентность. Интерференция света. Интерференция в тонких пленках.
Практическое применение интерференции
Цели
урока:
- сформировать представление о когерентных
источниках света, явлении интерференции,
рассмотреть интерференцию в тонких пленках и изучить практическое применение
интерференции
- воспитание трудолюбия, внимательности, аккуратности, дисциплинированности,
терпимости, уважения мнения других людей
- развитие познавательных интересов, навыков работы, самоконтроля,
умения конспектировать.
Тип
урока: комбинированный урок.
Урок
в технологиях интерактивного обучения.
Оборудование
и дополнительные материалы:
доска, карточки с вопросами, оценочные листы, линза, стеклянная пластина, мыльный раствор и
проволочная рамка.
План
урока:
I. Орг. момент. (1 мин)
II. Мотивация. (4 мин)
III. Объявление темы, постановка цели, представление ожидаемых результатов(2
мин)
IV. Предоставление необходимой информации. (15 мин)
V. Интерактивные упражнения (15 мин)
VI.
Рефлексия результатов(4 мин)
VIIД/з
(2 мин)
VIII.Итог
урока. (2 мин)
Ход урока:
I. Орг. момент
Приветствие, проверка присутствующих.
II.
Мотивация.
Обсуждение
вопроса «Для чего нужно изучать световые явления»
III. Объявление темы, постановка цели, представление ожидаемых
результатов
IV. Предоставление необходимой информации. Изучение нового
материала.
Рассказ учителя (учащиеся составляют краткий конспект):
План
1. Принцип
независимости световых пучков.
2.
Интерференция волн.
3.
Когерентность.
4. Интерференция
света.
5. Практическое
применение интерференции (очень кратко)
Рассказ учителя сопровождается демонстрациями: наблюдение
колец Ньютона, наблюдение интерференционной картины в тонких (мыльных) пленках.
V.
Интерактивные упражнения
Работа в малых группах ( по 4
человека)
Каждая группа получает одинаковые карточки с заданием. Например,
Карточка1.
1. Будет
ли наблюдаться интерференционная картина, если бросить в воду одновременно два
камня?
2. Будет
ли наблюдаться интерференционная картина, если бросать в воду горсть песка?
3.
Почему нельзя получить явление интерференции от двух независимых источников
света?
4. Две когерентных световых волны приходят в центр экрана с разностью хода
0,9 мкм. Какова максимальная длина волны, если в центре экрана наблюдается
интерференционный максимум? Ответ выразите в нм.
После
того, как задание выполнено, по 1 учащемуся (лучше всего разобравшийся с темой)
из каждой группы меняются местами и опрашивают ребят соседней группы, выставляя
им оценки в листы.
VI. Рефлексия результатов учащимися.
Упражнение
«Отчет»
Напишите
начальнику вашей фирмы (на отдельном листе), какую пользу вы вынесли с занятия. «Отчеты» выборочно зачитываются, остальные
сдают учителю.
VII. Д/з
Изучить § 55, 56
Вып
упр. 14, результаты экспериментов записать в тетрадь
Дополнительное
задание: рассказать о практическом применении интерференции. Каждое сообщение –
не более 3-4 мин.
Темы:
1.
Просветление оптики.
2.
Проверка качества обработки
поверхностей.
3.
Сверхточное определение размеров.
Итог
урока. .
Подведение
итога урока. Выставление оценок (учитель собирает карточки, затем
выставляет оценки в журнал).
|