План урока: I. Орг. момент. (2 мин) II. Актуализация опорных знаний (5 мин) III. Изучение нового материала. (25 мин) IV. Вопросы учеников. (2 мин) V. Контроль усвоения знаний (6 мин)
VI. Д/з (2 мин)
VII. Итог урока. Рефлексия (3 мин)
Ход урока: I. Орг. момент. Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
Учитель физики:
- Здравствуйте, ребята, добрый день, уважаемые гости. Сегодня мы на би-, три- нарном (не знаю, как сказать) уроке физики, информатики и библиотечного дела изучим с вами с точки зрения электронной теории явления, происходящие в проводниках и диэлектриках в электрическом поле.
Библиотекарь:
- изучим различные способы поиска информации: научимся использовать систематический каталог, искать непосредственно в справочной и учебной литературе, производить поиск в глобальной сети Интернет, а также составлять библиографический список.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель физики:
- Прежде, чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним знакомые вам понятия и явления, освежим в памяти специальную терминологию. А для этого вам придется разгадать кроссворд.
Учащиеся отвечают на вопросы, вписывают правильные ответы в клеточки кроссворда:
(см. приложение «КРОССВОРД»)
III. Изучение нового материала
Учитель физики:
- На этом уроке Вам придется ответить на поставленные мной вопросы самостоятельно. Посмотрите внимательно на парты, перед вами лежат карточки с вопросами к теме, на которые нужно найти ответы. Для этого вам придется воспользоваться каталогами, дополнительной литературой и Всемирной сетью Интернет.
Библиотекарь:
- Библиотека традиционно являлась хранилищем информации – всех знаний, накопленных человечеством за века и так же традиционно предоставляла библиотечно – библиографические услуги. Поэтому с понятиями «библиотечная культура» и «библиографическая культура» вы, выражаясь языком компьютерщиков, знакомы «на уровне пользователя». Т.е., когда вы приходите в библиотеку для поиска нужной книги вы можете воспользоваться алфавитным или систематическим каталогом, воспользоваться всевозможными справочными изданиями Ии справочным аппаратом в них. Мы с вами вспомнили, что из себя представляют библиотечные каталоги, какие справочные издания можно привлечь для поиска информации. Но наука не стоит на месте. Поэтому мы можем сейчас воспользоваться и современными информационными технологиями. Информационные технологии еще называют компьютерными технологиями, а информационную культуру – компьютерной грамотностью. Интернет – это сейчас для нас информационный поиск само собой разумеющийся, как и традиционный – библиографический. Но я хотела бы вам процитировать известного фантаста, автора «Соляриса» Станислава Лэма, его роман «Магелланово облако» (цитата) Что вам напоминает это фантастическое изобретение? А в 1955году, когда бал написан этот фантастический роман, это было фантастикой!
Давайте сейчас совершим экскурс в историю и познакомимся с эволюцией библиотечно–библиографической науки.
Учащийся, подготовивший презентацию, демонстрирует ее в режиме слайд-шоу.
Учитель физики:
- А теперь вам необходимо объединиться в четыре группы (например, по принципу разноцветных карточек) и выбрать шефа, секретаря, докладчика.
1 группа работает с систематическим каталогом
2 и 3 группы работают с литературой, ищет ответы на вопросы
4 группа работает в поисковой системе глобальной сети Интернет.
Тема поиска вам известна.
Библиотекарь:
Каждая группа составляет библиографический список (6-7 ресурсов) использованной литературы или список адресов WEB-страниц на специально подготовленных для этого листах формата А3. Определите, пожалуйста, кто будет производить поиск, а кто записывать информацию
Учитель физики:
- После того, как информация будет найдена, мы обсудим, нашли ли вы правильные ответы на вопросы.
Учащиеся выполняют задание в течение 7-8- мин, учителя помогают им в этом.
Учитель физики:
- Работа закончена, пришло время обсудить найденную информацию, являющуюся ответом на вопросы нового материала,
Учащиеся отвечают на вопросы.
1. Что происходит при внесении проводников в электрическое поле?
2. Какое явление называют электростатической индукцией?
3. Почему в проводнике напряженность электрического поля равна нулю?
4. Для чего применяют металлические экраны?
5.Какое явление наблюдается при внесении диэлектрика в электрическое поле?
6.Почему в обычных условиях диэлектрик не имеет электрического поля?
7.Что происходит при помещение диэлектрика во внешнее электрическое поле?
8.Чем отличается полярный диэлектрик от неполярного?
9.Как изменяется напряженность электрического поля в диэлектрике при его поляризации?
10.Что такое диэлектрическая проницаемость вещества?
11. Почему диэлектрическая проницаемость различных веществ имеет различные значения?
12. Что такое электреты? Где они используются?
Учитель физики:
-Спасибо за полные исчерпывающие ответы. Оценки группам следующие:
Библиотекарь:
-Осталось оценить созданные вами библиографические списки (библиотекарь дает оценку каждому списку, учащиеся заносят ее в свою карточку).
У кого остались вопросы, кому что-либо не понятно?
IV. Вопросы учеников. Ответы на вопросы учащихся.
V. Контроль усвоения знаний.
Учитель физики:
Перед вами на столе лежат карточки с текстом теста. Тест - с выбором ответа. Впишите свою фамилию и обведите, пожалуйста карандашом правильные варианты. На это отводится 5-6 минут.
VI. Д/з Изучить § 42,43.
Дополнительное задание:
1. Найти информацию об эффекте насыщения.
2. Что такое ионная поляризация?
VII. Итог урока. Рефлексия.
Подведение итога урока. Выставление оценок (учитель собирает карточки, затем выставляет оценки в журнал). Рефлексия. Звонок по мобильному телефону маме: «На уроке мы узнали… Так же мы научились…»
|